Ныне на одном только арабском языке
существует бесчисленное множество форумов для обмена идеями. К
сожалению, интернет показывает нам только то, как плохо подготовлены мы
к обсуждению друг с другом наших дел. Он
заставил нас увидеть, что мы не осознавали: какой широкий спектр мысли
допускает ислам в отношении вопросов религии и общественных проблем. Он
также показывает нам наше неведение о той степени, в которой все
мусульмане фактически согласны, и о степени, в которой нам дозволено не
соглашаться. Эти недостатки с нашей стороны имели много отрицательных последствий для исламского дискурса в интернете, включая, но не ограничиваясь, следующими:
1. Проводится идея о том, что, если вы – не с нами,
тогда вы – против нас. Если я нахожу, что есть только маленький пункт
разногласия между нами, то вы – не со мной на все 100 % и я не хочу
иметь с вами никаких дел.
2. Имеется проблема, связанная с проведением границы
между темой обсуждения человеком, с которым мы ведем его. Обсуждение
частного положения часто перерастает в нападки на личность людей,
влекущие за собой обвинения, бросаемые на их честь и личную жизнь.
Многие форумы сети умалились до мест встречи ради сплетен, клеветы,
уничижения и скандалов.
3. Тон многих из наших бесед некорректен, в огромной
степени используется неприемлемый язык, проклятия и вульгарность
заменили цивилизованную беседу. Многие великие ученые, наподобие
Аль-Газали, Аш-Шатиби и Ибн Таймийа, указывали, что, если бы споры
выигрывались самым громким голосом и самыми резкими словами, то дураки
были бы лучшими диспутантами. Но споры чаще всего выигрываются
посредством предоставления доказательств с уважительным отношением и
умеренностью. Все мы знаем, что пустая телега сильнее громыхает на
дороге, чем наполненная товаром.
4. В интернете наличествует слишком много
преувеличений. Мы склонны к высказыванию излишне категоричных
заявлений, подтверждающих наши точки зрения. Как часто во время дебатов
кто-либо утверждает, что по теме обсуждения уже написана превосходная и
исключительная статья, полностью отвечающая на все вопросы? Но когда и
если мы все же сумеем одолеть эту статью, то находим, что вместо
работы, разбирающей вопрос по сути и объективно, подкрепленной должными
доказательствами, мы имеем — праздный опус, полный мстительности,
направленной на тех, кто не согласен с его автором. Сожаления достойно
то, что так много людей, видимо, считают подобное признаком силы и
качества работы.
5. В наших беседах имеет место излишек
самозацикленности. Все мы слышали, как кто-либо говорит: «Я не говорю
вам ничего, кроме того, что точно знаю, и я только наставляю вас на то,
что является истиной». Многие люди настолько захвачены своими
собственными мнениями, что уже не могут воспринимать ничего иного. И
даже не имеет значения то, что мысль, которой они придерживаются –
всего лишь одна из точек зрения, а не бесспорный принцип вероубеждения,
ясно установленный в Коране и Сунне.
6. Слишком многие из нас убеждены в своей
непогрешимости. Мы отказываемся даже гипотетически принять мысль, что
наши идеи могут быть неверны, и что кто-то, помимо нас, может оказаться
правым.
7. Мы страдаем от поверхностности, профанации,
упрощения. Многие из вопросов сложны и трудны, чтобы разобраться с ними
без значительной работы мысли и больших усилий. Не взирая на это
некоторые люди спешат тут же заявить, что такие идеи – непременно
ложные и противоречащие учению Корана и Сунны. Когда же они находят,
что некая иная идея – проста и легка для понимания, то хватаются за
нее, полагая, что она-то и должна быть истинной. Это – проблема,
которую мы часто видим в работе средств массовой информации. На
стольких многих из телевизионных ток-шоу, в которых друг с другом
дискутируют люди различающихся идеологий и точек зрения, мы не слышим
ничего, кроме неистовства и многословия. Вот несколько примеров
высказываний, которыми эти люди, характеризуют своих оппонентов:
- Он не имеет достоинства ни у Аллаха, ни у какого-либо единобожника на земле.
- Он умер, и конечно его новым местообитанием является ад, и какое это неприятное место.
- Он имеет заблудшее вероубеждение и перепутанное понимание.
- Он – лицемер.
Темы дебатов, вдохновляющие на столь безрассудные
заявления, обычно бывают настолько схоластическими, что люди вообще-то
даже не должны были ожидать, что с ними согласятся. Однако, услышав
заявления, подобные этим, вы подумали бы, что речь идет о каком-то
бесспорном принципе веры, ясно изложенном в Коране и Сунне.
В любом случае, даже когда мы защищаем бесспорную
истину против кого-то, кто пребывает в явном заблуждении, мудро
начинать нашу беседу вокруг вопросов, в которых мы согласны. Взгляните,
как Аллах в Коране предписывает нам, чтобы мы обращались к евреям,
христианам и другим: «Скажи: «O обладатели писания! Приходите
к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому,
кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из
нас не обращать других в господ, помимо Аллаха». Если же они
отвернутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся
(мусульмане)»» (Коран. 3:64).
«Спроси, (о Мухаммад): «Кто дает вам
пропитание с небес и земли?» Скажи: «Аллах! Поистине, кто-то из нас
либо на прямом пути, либо в явном заблуждении» (Коран. 34:24-25).
Когда Аллах указывает, что нам надо говорить людям о наших собственных грехах, то предписывает нам сказать: «Вас не призовут к ответу за наши грехи». Но когда Он указывает нам, что надо говорить о нашей непричастности к их грехам, то мы должны использовать более мягкий тон: «...а нас не призовут к ответу за ваши деяния». Затем мы должны просто сказать: «Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой путь»» (Коран. 17:84).
Умеренность и мягкость тона, сопровождаемые здравым
доказательством и интеллектуальными доводами, являются лучшим способом
опровергнуть неправду и обратить сердца к истине.
В маленькой, тесной деревне, которой стал наш мир,
мы испытываем большое неудобство перед другими сообществами. И
беспрерывное, бесполезное препирательство между собой никак не облегчит
наше положение. А наши враги с интересом наблюдают как мы рвем друг
друга в клочья. И что они должны думать о нас? Им остается только
сказать: «Сначала придите хоть к какому-то согласию в отношение того,
во что вы веруете и что желаете предложить миру, а затем приходите и
говорите с нами об этом».
Недавно, я получил отзыв на статью, которую
публиковал под названием «Между мной и Ибн Джибрином». Я полагал, что
данная статья – обсуждающая вопросы, до сих пор являющиеся источником
серьезных разногласий среди исламских активистов – затрагивает интересы
только небольшого числа мусульман и никого больше. Однако, я получил
письма от рассудительных мужчин и женщин, немусульман из Америки,
которые не только поняли написанное, но и были достаточно
проницательны, чтобы прочитать между строк. Их комментарии показали
мне, как тщательно они изучили сказанное мною и как хорошо они
разобрались в этом. Возможно они поняли лучше, чем многие из той
аудитории, кому была адресована статья.
Сальман ибн Фахд Аль-Ауда http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=332
|