В месяц Рамадаан очень важно провести немного времени в осмыслении некоторых мудростей и уроков, которым мы можем обучиться у этого месяца поста. К сожалению многие мусульмане вступают в этот месяц подобно тем, о которых сподвижник Пророка (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "Да не будет так, что день, в который вы поститесь, и день, в который разговляетесь, равны". Имеется в виду, что чьё-то поведение, отношение и мировоззрение такие же, постится ли человек или нет, т. е. пост не влияет на того человека. Вот почему нам нужно поразмышлять о некоторых таких уроках. Урок 1: Обретение Таķуа (богобоязненности). Аллаах Субхаанаху уа Та‘аля узаконил пост для обретения Таķуа (интерпретация значения): "О, вы, которые уверовали! Предписан для вас пост, как он был предписан для тех, кто был до вас, может быть вы будете богобоязненны".("аль-Баķара" 2:183). Таķуа в этом случае означает обретение щита между человеком и гневом Аллааха и Огнём. Поэтому мы должны спросить самих себя, когда будем разговляться: "Заставил ли этот день поста нас бояться Аллааха больше? Имел ли он результатом, что мы хотим защитить себя от Адского Огня или нет?" Урок 2: Приближение к Аллааху. Это достигается чтением и размышлением над Ķур’ааном ночью и днём, посещением молитв Тараауиих, поминанием Аллааха, сидением в кругу знания и – для тех, кто в силах – совершением ‘Умры. Также для тех, кто в силах, совершением И'тикаафа (уединение) в последние десять дней Рамадаана, с тем чтобы покинуть все мирские заботы и уединиться в масджиде (мечети), думая только об Аллаахе, дабы приблизиться к Аллааху Субхаанаху уа Та‘аля. Когда кто-нибудь грешит, он чувствует себя отдалённым от Аллааха. Вот почему человек может посчитать для себя трудным читать Ķур’аан и прийти в масджид. Однако смиренный верующий чувствует себя ближе к Аллааху и хочет поклоняться Аллааху ещё больше, потому что он воздерживается от своих грехов. Урок 3: Обретение терпения и сильной воли. Аллаах Субхаанаху уа Та‘аля упомянул терпение более семидесяти раз в Ķур’аане и предписал терпение в более чем шестнадцати аспектах в Своей Книге. Значит, когда кто-то постится и отказывается от своей еды и питья, и супружеских связей в те часы (поста), он учится сдержанности и терпению. Наша ’Умма нуждается в мужчинах и женщинах с сильной волей, кто может постоять за Сунну и Книгу Аллааха и не колебаться перед врагами Аллааха. Мы не нуждаемся в эмоциональных людях, которые только провозглашают лозунги и кричат, но когда приходит время твёрдо постоять за что-либо, они не способны на это, они в нерешительности. Урок 4: Стремление к ’Ихсаану (праведности и искренности) и остережение против Рийаа’ (показухи). ’Ихсаан означает поклоняться Аллааху, как если бы человек стремился к Нему, и даже если он не видет Его, Он видит всех. Хасан аль-Баĉри сказал: "Клянусь Аллаахом, за последние двадцать лет я не сказал ни слова, не взял что-либо своей рукой и не удержался от взятия чего-либо своей рукой, и не сделал шаг вперёд или не сделал шаг назад без того, чтобы не подумать перед каждым действием: "Любит ли Аллаах это деяние? Доволен ли Аллаах этим деянием?". Поэтому если кто-то постится, он должен обрести это качество самонаблюдения, а также остерегаться Рийаа’ (показухи). Вот почему Аллаах Субхаанаху уа Та‘аля сказал в Хадиисе Ķудси: "Пост - для Меня, и Я вознагражу за него".(аль-Букхари). Аллаах Субхаанаху уа Та‘аля выделяет пост из всех других видов поклонения, говоря: "Пост - для Меня", так как никто не знает, постишься ты или нет, кроме Аллааха. Например, когда человек молится, даёт Ĉадаķа или совершает Тауааф, его могут видеть люди, поэтому он может совершать деяние, ища людской похвалы. Суфйаан ас-Саури бывало проводил ночи и дни плача, и люди спрашивали его: "Почему ты плачешь, это из-за страха пред Аллаахом?" Он говорил: "Нет". Они спрашивали: "Из страха перед Огнём?" Он говорил: "Нет, не страх перед Огнём заставляет меня плакать, что заставляет плакать, так это то, что все эти годы я поклонялся Аллааху и преподавал как учёный, но я не уверен, что мои намерения только ради Аллааха". Урок 5: Улучшение манер(нрава), особенно тех, которые связаны с правдивостью и исполнением обязательств. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "Тот, кто не отказывается от лживости в слове и делах, Аллаах Субхаанаху уа Та‘аля не нуждается в его отказе от еды и питья"(аль-Букхаари). Что мы познаём из этого – это то, что мы должны уделять внимание очищению нашего нрава. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "Я был послан для совершенствования благого нрава"(Маалик). Поэтому нам нужно проверять себя, следуем ли мы поведению Пророка (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям)? Например, даём ли мы Саляам тем, кого не знаем, и тем, кого знаем? Соблюдаем ли мы исламские манеры, говоря правду и только правду? Искренни ли мы? Добры ли мы к созданиям? Урок 6: Осознание того, что человек может измениться к лучшему. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "Каждый сын Аадама грешит, и лучшие из грешников те, кто раскаиваются"(Ибн Маджах). Аллаах Субхаанаху уа Та‘аля предоставляет множество возможностей для раскаяния пред Ним и поиска Его прощения. Если кто-то был непокорным, он может стать покорным. Урок 7: Быть более милостивым. Ибн ‘Аббаас сказал: "Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) был самым милостивым среди людей, и он был таким ещё больше в месяц Рамадаан, когда Джибриил встречался с ним каждую ночь Рамадаана, вплоть до конца месяца..."(аль-Букхаари). Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "Кто даёт еду постящемуся для разговения, тот получит такую же награду как тот [кто постился], без умаления награды постящегося"(ат-Тирмизи). Урок 8: Ощущение сплочённости мусульман. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "...Те из вас, кто будет жить после меня, увидят много изменений. И тогда вы должны держаться моей Сунны и Сунны праведных кхалиифов. Крепко держитесь её и не отступаййте от неё"(Абу Даууд). В этот месяц мы чувствуем, что существует возможность единения, потому что мы постимся все вместе, мы разговляемся вместе, все мы вместе поклоняемся Аллааху, и мы молимся Ĉаляатуль-‘Иид вместе. Посему мы чувствуем возможность сплочения мусульман. Мусульмане могут быть единым целым, но это может быть достигнуто при условии покорности только Аллааху и Его Посланнику. Урок 9: Обучение дисциплине. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сделал нас приверженными дисциплине и взыскательности, строгости, которая не ведёт к фанатизму и не выходит за пределы, установленными Аллаахом. Невозможно сознательно нарушить пост до захода солнца, так как это не будет принято Аллаахом. Мусульмане должны учиться строгости в своей жизни, потому что они – люди важного послания, вокруг которого формируется их жизнь. Урок 10: Обучение младших поклонению Аллааху. Жители Мадиины взяли себе за правило, что в течение поста в ‘Аашуура (который сейчас рекомендуемый пост в течение одного дня) их дети постились вместе с ними. Когда дети начинали плакать от голода и жажды, их родители отвлекали их, давая им что-то типа игрушки для игры. Дети разговлялись вместе со своими родителями (как упоминается у аль-Букхаари). Поэтому молодёжь нужно приводить в масджид, и они должны молиться вместе с родителями, для того чтобы у них стало привычкой быть поклоняющимися Аллааху. Если не поощрять детей поститься, когда они маленькие, им будет очень трудно поститься 30 дней в возрасте полового созревания. Вот почему Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) говорил: "Приказывайте своим детям молится в семь лет и бейте их в десять лет (если они не будут молиться)"(Хааким). Урок 11: Забота о своём здоровье. У поста имеется множество медицинских достоинств, и он учит мусульман заботиться о своём здоровье, а также развивать сильное тело. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: "Сильный верующий лучше и более любим Аллаахом, нежели слабый верующий, и в каждом есть благо"(Муслим).